Введение

Тому, кто пишет историю самоеда необходимо принимать во внимание, что жизнь и служба аборигенной собаки живущей с ненцами значительно отличается от жизни самоедов, которые сейчас живут в мире западной цивилизации. Современный самоед, благодаря спросу на выставочные награды, подвергся значительным морфологическим изменениям по сравнению с аборигенной породой.

Примитивный самоед это целиком белая собака с длинной торчащей псовиной и живой атлетической внешностью. Название породы происходит от названия людей говорящих на языке самодийской группы уральской языковой семьи, живущих на территории зоны тундры и тайги северной европейской части России и северо-западной Сибири, от Белого Моря на западе до Таймыра на востоке. Поскольку история аборигенных собак тесно связана с историей людей, сначала мы должны уделить немного внимания описанию народов самодийской языковой группы.

Язык и культура

Самодийская группа - это группа народов говорящих на самодийских языках, которые имеют отдаленное родство с угро-финскими языками, такими как финский, венгерский, коми, пермяцкий, хантейский, мансийский и другие.

Самодийская и финно-угорская языковые группы относятся к Уральской языковой группе. Их носители были далекими предками народов говорящих сейчас на этих языках и предположительно живших в части России, расположенной ближе к Уральским горам.

К самодийской языковой группе языков относятся ненцы, энцы и нганасаны. Эти названия являются переводом одного и того же слова «человек» в языках их носителей. Из всех народов самодийской языковой группы ненцы самые многочисленные, их более тридцати тысяч. Энцев меньше всех: согласно переписи 1989 года - всего 209 человек. Другие народы, носители языков самодийской группы, такие как камасины и моторы уже исчезли. Последний из камасин умер в 1919 году.

Еще в XVII веке, англичанин Петер Мунди и датчанин Николас Витсен опубликовали несколько ненецких слов, но настоящее исследование этих языков было опубликовано 1820-х финским лингвистом Маттиасом Александром Кастреном. В последнем десятилетии девятнадцатого века, когда впервые начали импортироваться ненецкие собаки, ненцы жили на огромной территории от Белого Моря на западе до устья Енисея на востоке. В то же время энцы жили на восточных берегах Енисея, примерно от Гольчихи на севере и вниз до Туруханска. Нганасаны жили, и до сих пор живут на Таймыре.

Остальная часть людей самодийской группы живет в южной Сибири и Саянах. Их языки, почти исчезнувшие, называются южносамодийскими.

Стиль жизни и экономика

Изначально самоеды были охотниками, но со временем превратились в оленеводов. Только нганасаны, живущие еще дальше к северу и более изолированные, сохраняли свой образ жизни охотников на диких северных оленей вплоть до двадцатого столетия. Прочие статьи их экономики еще носили черты неолитических охотников-собирателей: они рыбачили, охотились на белку и соболя в лесах, на тюленей, моржей и на полярных медведей в морских льдах. Они собирали съедобные растения, ягоды в тундре или тайге. Однако их главной пищей было мясо северного оленя.

В конце девятнадцатого века, когда импортировались первые собаки самоеды, ненцы и энцы еще подразделялись на тундровых и лесных с развитыми особенностями диалекта, но сейчас такое различие остается только среди ненцев.

Самоеды должны были платить налог (ясак) собольими и беличьими шкурками. Уплата налога происходила на ближайшей городской ярмарке. Кроме этого использовались для приобретения ценностей для дома и орудия.

Брак и семейная жизнь

В жизни самоедов найти мужа или жену было сложным делом: как правило, брак должен быть не родственным. Вероятно, ненцы поняли вред инбридинга раньше, чем кто-либо на западе, из собственного опыта. Например, энскому племени Багго не позволялось вступать в брак с членами племени Масодай, Лодоседа, Бунала, Декутан, Садо и Сануко.

Самоеды жили в племенных чумах, покрытых слоями оленьих шкур. Различия в количестве принадлежавших им оленей могли быть довольно велики, от нескольких оленей до нескольких сотен или даже тысяч принадлежавших богатым семьям.

Самоеды были кочевниками, за исключением тех, кто потерял своих оленей из-за эпидемии сибирской язвы и был вынужден жить оседло возле русских городов или деревень. Олени должны мигрировать к северу с весенним потеплением. Ненецкие семьи следовали за своими стадами, прибывая к лету на берега Ледовитого Океана, где они могли охотиться на тюленей и моржей. Осенью они возвращались на юг, зимуя в районах граничащих с тайгой. В зависимости от обширности тундры, они иногда путешествовали на расстояния до нескольких сотен километров, прежде чем прибыть на морское побережье.        

Война и мир

Изображение
Ненец с его помесной собакой на окраине Архангельска, начало 20 века / Nenets with mongrel dog at the outskirts of Archangelsk, early 20th century

Самоеды не были мирными людьми, как это часто представляют. Из сообщений Николаса Витсена (конец XVII века), видно, что они вели войны против русских соседей и даже нападали на город Пустозерск в дельте Печоры. Поэма датского морского офицера восемнадцатого века так же описывает нападение на его корабль стоявший на якоре в замерзшем Белом Море. Возможно, эти нападения были вызваны голодом и желанием добыть пищу. В этой поэме описаны свистящие стрелы. Антропологические исследования двадцатого века показали, что они и в самом деле использовали стрелы наряду с другим оружием.

Войны между племенами самоедов и другими народами, такими, например, как остяки, также были обычны. Во многих случаях их причиной было незаконное использование оленьих пастбищ. Тундра не принадлежала всем, разные племена владели своими пастбищами, и границы между ними были помечены камнями. Споры между членами кланов часто разрешались войнами.

Еще очень и очень многое может быть сказано об этих людях, но это бы вышло за пределы нашей статьи. Поэтому сейчас мы возвратимся к аборигенным собакам самоедов.

Самоедские собаки
Изображение

Аборигенный самоед сильно напоминает полярного волка, хотя, конечно, одомашнивание изменило дикий прототип, также как это произошло и с другими домашними животными, такими как овцы, козы, коровы и кошки.

Собака была одомашнена в Азии около 15 тысяч лет назад, что, конечно, не означает, что все аборигенные собаки были одомашнены в одно и то же время. Установление времени одомашнивания собаки основано на находках ископаемых остатков и результатов зооархеологических исследований. Однако, эти данные не дают ответа на вопросы, одомашнили ли самоеды волка сами или они использовали домашних собак. Вместо этого мы можем обратиться к лингвистике.

Этимология не дает указаний на то, что древние финно-угорские народы и жители Урала знали собаку. Свидетельства о собаках из этой области появились только в древнем самодийском языке, на котором говорили до того, как эта группа языков разветвились на известные в настоящее время. Все ветви давшие прото-фино-угров и прото-самоедов развились около 3000 лет до нашей эры и это должно быть самая ранняя из возможных, дата начала использования собак древними самоедами. Хотя, остается неизвестным, где именно предки самоеды начали использовать собак, но наиболее вероятно, что они жили у истоков рек Оби и Енисея, вблизи Саянских гор в южной Сибири.

Поскольку в неолите самоеды были охотниками-собирателями, наиболее вероятно, что эти собаки помогали им в охоте, и эту функцию они выполняют в той или иной форме до настоящего времени.

По неизвестным нам причинам часть предков самоедов покинула горные районы, мигрировала к северу и окончательно поселилась в приполярье. Вероятно, уже тогда они говорили на разных диалектах, которые позднее развились в разные языки. Это были предки ненцев, энцев и нганасан.

Мы не знаем, как выглядели собаки древних самоедов, но, поскольку все северные самоеды использовали собаку одного и того же типа, можно предположить, что и в самом деле они могли одомашнить белого волка в то время. Такое одомашнивание не могло произойти в северной Сибири. Возможно, даже что произошло окончательное одомашнивание волков, теснимых к югу в эпоху оледенения. Хотя все это, конечно, только предположения.            

Ранние западные описания экстерьера и использования собак

Изображение

Мусти, импортированный в ноябре, 1893 года из Голчихи, Сибирь / Musti, imported November 1893 from Golchika, SiberiaПутешественники прошлого не особенно интересовались собаками, которых они видели с самоедскими людьми. Такие люди как датчанин Яан Хайген, Жан Линшотен (компаньон Виллема Баренца в его путешествии с целью открытия северного пути в Индию) в 1590 году, британец Петер Мунди, датчанин Николас Витсен и датчанин Эверт Исбрандт Идес в семнадцатом веке и более поздние путешественники с восемнадцатого до начала девятнадцатого веков описывали самоедских людей без упоминания об их собаках.

Только в последней четверти девятнадцатого века западные путешественники обратили свое внимание на внешность и использование самоедских собак. К тому времени столетия культурного обмена самоедов с другими народами, в том числе и русскими, внесли изменения в тип их собак. Это произошло по крайней мере в западных частях тундры и тайги европейской части России. Здесь встречались собаки не только белые, но и других окрасов и даже других типов!

Описания чисто белых собак дошли до нас от путешественников посетивших большеземельскую, самую обширную тундру европейской части России протянувшуюся от Печоры на западе до Уральских гор на востоке. Ненцы называют ее Арка-я. Одним из этих путешественников был британский орнитолог Генри Сибом из Шеффилда. В 1875 году он видел собак использовавшихся для пастьбы: «Самоеды были экспертами по бросанию лассо. Они держали в левой руке небольшой спиральный сверток веревок, а в правой руке ее большую часть. Лассо бросалось взмахом из под руки и обычно успешно попадало на рога животного с первой попытки. Затем, левая рука прижималась теснее к боку чтобы перенести рывок резко потащившего с полной скоростью оленя на бедро. Когда олень понимает, что он пойман, он отчаянно пытается вырваться, но через несколько секунд падает, подогнув ноги и задыхаясь. Тогда самоед начинает сматывать веревку. Когда он оказывался поближе к животному, он хватал его за рога и боковым рывком валил оленя на снег. Затем подошел русский, которому принадлежали 50 оленей; он достал один ремешок из пучка за поясом и связал одну переднюю ногу с одной задней ногой оленя на той же стороне скрестив стопы, но удерживая ноги параллельными в месте, где они связаны.            
 Изображение
Как только олень был оставлен, он пытался встать и идти, и иногда ему удавалось проковылять несколько шагов. Обнаружив, что его отчаянные усилия и попытки убежать безуспешны, он обычно отдыхал с подогнутыми ногами на снегу и, наконец, успокаивался. Скоро лежала целая дюжина оленей. Сцена становилась довольно волнующей, олени кружились и кружились. Собаки, привязанные к нартам, свирепо лаяли и явно хотели принять участие в этом спорте. Собаки, выбранные самоедами, помогали пригнать оленя ближе, чтобы его можно было поймать с помощью лассо, бешено бросались по команде хозяев, чьи громкие крики усиливали общее волнение. По мере увеличения числа пойманных оленей возрастала трудность поимки и опознавания оставшихся не пойманными из числа пятидесяти принадлежавших русскому. Самоеды, вооруженные лассо, гоняясь за ними в нартах с большой скоростью, чтобы поймать нужных животных. Олени держались вместе. Если один из них отбегал, собака посылалась за ним и быстро его возвращала. В одном олени сходны с овцами, куда бежит один, за ним следуют все.

В этом стаде большинство оленей были самками (важенки) с хорошими рогами; они их не сбрасывают пока не родят оленят. Было несколько самцов с рогами, только начинающими расти. У оленей, которые использовались в нартах, рога были отпилены. Некоторые из безрогих животных прыгали сквозь лассо, а других ловили за ноги.

Лассо около ста футов длинной, оно сплетено из двух свитых вместе ремешков из кожи оленя в форме круглой веревки около трех восьмых дюйма в диаметре. Петля сделана пропусканием веревки сквозь маленький кусок кости с двумя отверстиями в нем. Лассо свободно скользит в отверстии, но один его конец привязан к маленькой костяной палочке с шайбой для предотвращения скольжения в другом отверстии.

Собаки самоедов были целиком белыми, за исключением одной черной. Они были плотного сложения и напоминали померанских собак, с лисоподобными головами и густой пушистой псовиной; их хвосты загнуты кверху на спину и свернуты на одной стороне. Факт сходства между померанцами и самоедскими собаками довольно любопытен, потому что Эрман упоминает расу людей, о которых он говорит, что они похожи на финнов и по языку и по внешности в районе Померании называвшимся Самагитта и населенном Самагитами»            
  Изображение
Не отметая полностью, мы оставляем последнее замечание Сибома как оно есть, поскольку его историческое объяснение увело бы нас далеко от темы этой статьи.

Что же касается самоедов Европейской тундры то существование только белых собак в большеземельской тундре подтверждено Президентом Всесоюзного географического общества СССР, Л. С. Бергом в первой половине двадцатого века.

Ситуация в сибирской тундре отличается от таковой в европейской. От полуострова Ямал на западе до полуострова Таймыр и устья Енисея на востоке, белые собаки еще могут быть найдены. Мы должны отметить, что белые аборигенные самоедские собаки использовались не только самоедами, но также и хантами-оленеводами, чьи летние пастбища доходили до южных частей Ямала. На востоке, некоторые племена долган, соседей нганасанов в прошлом также имели белых собак.

Русский антрополог А. А. Попов изучая быт нганасан в 1930-х годах, пишет об их собаках: Самоед с собаками и нартой, везущий нерпу. Новая Земля. Начало 20 века. / Samoyed man with dogs and sledge, carrying a seal at Novaya Zemlya. Early 20th century«Собаки, пасущие оленей, оказывают большую помощь в собирании стада и поимке отдельных домашних северных оленей. Они принадлежат к коротконогой арктической породе; белые собаки (известные в других странах как самоедские собаки), которые напоминают песцов. Все, что пастух должен сделать - это крикнуть команду и собаки погонят всех разбредшихся оленей в одно место. Нганасаны снабжают своих соседей долган и северных якутов своими собаками и продают их за высокую цену.            

Изображение
Эти собаки обычно содержатся привязанными внутри чума или у нарт с регулируемыми блоками» (А. Попов, Нганасаны, Гаага, 1966, стр. 76).

«Собаки привязаны по обе стороны входа и позади очага. В холодную погоду щенков совсем не выпускают из чума. Днем щенкам позволяют ходить по постелям, а на ночь их сажают в мешки, чтобы они не мешали спать. Утром их выпускают из мешков» (стр. 96).


Изображение
Экономика нганасан основана на пастьбе одомашненных северных оленей и охоте на диких. Попов описывает то, как собаки помогают ловить диких оленей: «Определенный метод коллективной охоты, который в не столь далеком прошлом был очень важен экономически, сохранился среди нганасан и очень интересен. Это бойня и загон диких оленей в сети.

«Флаги» (лабака) были незаменимой принадлежностью летних загонов диких северных оленей. Это были длинные ремни кожи украшенные черными и белыми веерками из крыльев куропаток подвешенные на концах длинных палочек.

Охотники следующие за стадом диких северных оленей размещали флаги в форме двух расходящихся линий оставляя между ними пространство в 4-6 метров шириной. «Сингальщики» (серити) прятались поблизости от одной из линий флагов. Позднее сигнальщики выскакивали из засады, крича и размахивая украшениями гоня оленей еще дальше. В сужающемся месте линии оленей встречали стрелы двух или трех сотен охотников вооруженных луками. Флаги служили как своего рода забор мешавший оленям разбегаться в стороны. Этот метод охоты назывался «нгатангиру».

Если олени были вблизи озера, флаги располагались в одну линию. На некотором расстоянии на противоположной стороне от линии охотники занимали свою позицию, вместо второго ряда флагов. Затем собаки гнали оленей вдоль линии в воду, а охотники с противоположного берега озера сразу направлялись к ним в лодках и убивали оленей длинными копьями. Этот метод охоты назывался «суодисити бантану».

Эти два метода охоты чаще использовались летом, во время линьки гусей с участием нескольких охотников. Например, в такой охоте могли участвовать 3-7 охотника. Пока один из них патрулировал на озере, другой с помощью собак, которых дикие олени очень боятся, гнал их в воду. Когда олени были в озере, второй охотник быстро выскакивал из лодки и убивал их копьем» (стр. 35)

Лоби, вероятно один из последних импортов. / Lobi, probably one of the last importsКак можно видеть, для охоты на диких оленей никаких особых охотничьих качеств не требовалось, а скорее использовались пастушьи способности собак. Такие же качества требовались для охоты на линных гусей: «Когда гусей не много, их гонят с собаками вдоль берега озера или реки. Используя этот метод, несколько человек с собаками ложатся вокруг озера, где есть гуси. Один или два охотника двигаются по озеру в лодках и гонят гусей к берегу (...). Когда гуси выходят на берег, охотники ждущие в засаде ловят их с помощью собак. Обычно такая охота не очень продуктивна, потому что некоторые гуси убегают» (стр. 47).

Собаки использовались и во время летних миграций: «Во время летних миграций хорошо знакомый с местностью человек шел с палкой в руке впереди каравана. За ним шли несколько человек с собаками, которые гнали стадо свободно бегущих оленей....»