О кинологии и сохранении культурного наследия

Сегодня Голландия единственная страна, в которой постоянно функционируют несколько питомников самоедских собак в соответствии со взглядами Килбурн Скоттов. Это те заводчики, которые ведут регистрацию родословных линий от собак импортированных из Сибири и которые взяли за образец аборигенный тип. Это также единственная страна, где есть небольшая группа экспертов, знакомых с правильным и функциональным экстерьером породы, не придерживаясь моды, царящей в остальном мире. Не смотря на то, что они остаются в меньшинстве, они придерживаются старых взглядов датских кинологов, говорящих о том, что внешний вид породы имеет культурную ценность и уже хотя бы по этой причине заслуживает сохранения. Такие собаки как изображенные в На-Ньарке происходят из популяции, соответствующей духу этой традиции.

Сохранить породу необходимо не только ради наследия заводского разведения, происходившего в течение века, но и ради сохранения культурного наследия Северо-Западной Сибири и в особенности ненецкого народа. То, что эта миссия отчасти выполнена заводчиками самоедов подтверждает тот факт, что собака рожденная я Нидерландах, в 1966 году, от предков импортированных сто лет назад, так похожа на Нохо, аборигенного самоеда, которого Владимир Береговой привез в 1962 году от ненецкой семьи на полуострове Ямал.

В октябре 2001 года на восьмидневную конференцию в рамках программе датской организации «Arctic Peoples Alert», поддерживающей коренные народы Арктических и субарктических районов, в Голландию прибыла делегация ненцев. В программе конференции состоялось открытое для публики обсуждение, которое провела член R-PADS г-жа Alie Bartol с показом фотографий собак ее завода.
Изображение
Когда пожилые члены делегации увидели эти фотографии, они взволновались. Они подтвердили, что это те же собаки, какие были у них раньше. Они стали говорить не по-русски, а на своем языке разговаривая между собой. К сожалению то, что они обсуждали осталось для нас не известным, так как их родной язык не был известен нашему переводчику.

Сама возможность того, что эти ненцы могли найти в Голландии собак выглядевших как те, которые сейчас исчезают на их родине, осуществлена международной кинологической организацией, которая возникла во второй половине девятнадцатого века. Вначале она охватывала очень небольшую группу, включавшую людей, разделяющих горячий интерес к породам собак. Это были люди побывавшие во многих странах, умеющие поддерживать международные контакты. Поэтому, не удивительно, что первые подобные клубы были организованы почти одновременно в нескольких странах и их взгляды были практически едиными. Они видели в породах собак культурное наследие прошлого и, потому, датский кинологический клуб был основан с целью сохранения и улучшения пород собак.

С самого начала важнейшим событием года для всех клубов стали выставки собак с целью демонстрации образцов различных пород, на которых особый интерес привлекали к себе редкие породы.

Следующим шагом было выбрать наиболее эффектных собак. Испытания по рабочим качествам производились на других мероприятиях, например на полевых испытаниях, проводимых охотничьими клубами, которые узко ограничивались определенным кругом людей. С другой стороны, выставки собак были открыты для публики, с каждым годом привлекая все большие толпы зрителей и любителей собак всех слоев общества. Это переросло в мировую традицию охватывая все породы, имеющие стандарт, кинологические общества, клубы, судей, выставочную индустрию и т. д. С одной стороны, признание породы означало ее спасение от исчезновения и вымирания или от растворения в результате метизации, а с другой стороны, породы собак начали развиваться в таком направлении, которое скорее подрывает их сохранение. Со временем, выставки собак стали хорошим бизнесом с его собственной динамикой и преувеличениями сводящими всю кинологию с рельсов правильной племенной работы.

К сожалению, история самоедов ясно иллюстрирует этот процесс и показывает, какое влияние может оказать конкуренция на выставках на экстерьер породы. Когда собак оценивают на выставке, ее рабочие качества отодвигаются на задний план и все вращается вокруг слова «красота». Красота отражает вкус сегодняшнего дня и взгляды на нее в определенной стране.

Не смотря на это, оценки даваемые на выставках приобретали все большее и большее влияние, особенно у заводчиков. В результате этого, для многих заводчиков и владельцев собак личный престиж и слава на выставке стали главной целью. Кроме того, достижение статуса заводчика производящего чемпионов определяет сильный финансовый интерес от продажи щенков и высокие цены за вязки кобелей.

Все вместе стимулирует питомники улучшать их собак в направлении создания все более и более красивой внешности, следуя за модной тенденцией и увеличивая свои шансы на победу в выставке. А это в свою очередь приводит к результатам диаметрально противоположным изначальным целям - сохранению пород для будущего.

Любой опытный заводчик скажет, что разведение выдающихся собак из поколения в поколение наиболее трудная задача. Чтобы достичь этого каждый из них зависит от других. Для этого необходим постоянный обмен информацией всех заинтересованных людей, открытая публикация всех возникающих проблем и совместная работа. В конечном счете, это может быть достигнуто только ответственной и активной работой всех заводчиков, судей и владельцев собак. К сожалению, это не совместимо в атмосфере конкуренции. Поэтому, вторая задача, поставленная при основании международной кинологической организации, а именно, улучшение признанных пород, превратилась в синоним их изменения, что противоречило первой цели.

Однако, датская история самоедской собаки показала и другую сторону медали. Она доказала, что кинологическая организация с правильно поставленной работой может послужить сохранению пород. Чтобы усилить этот положительный потенциал необходимо придерживаться практических требований. Это именно то, что сделали японцы за последнее время. Они восстановили акита ину как часть своей культуры и национальной гордости. Они изменили стандарт породы и тем обусловили разделение породы на две, акита ину и большую японскую собаку.

Современный стандарт самоедской собаки принятый FCI гласит: «Использование: нарты и собака компаньон». Если бы ненцы спросили FCI об аборигенной самоедской собаке как части их культурного наследия, пришлось бы официально разделить собак на две породы: на аборигенного самоеда для работы и видоизмененного самоеда как компаньона. Чтобы наращивать популяция работающего аборигенного самоеда автоматически потребуется отдельный стандарт и ведение документации, а это позволит объединить собак аборигенного типа, собак, имеющих документированную родословную вне Сибири и тех «не регистрированных», которые еще сохранились на их родине в единую мировую популяцию, которая была бы достаточно велика и жизнеспособна и таким образом были бы созданы условия для их сохранения.

Я вполне понимаю, что для ненцев сохранение их собак как части их национального наследия не относится к первоочередным задачам, потому что народы Арктики имеют много более серьезных проблем требующих решения. И все же совместными усилиями мы можем достичь в этом успеха.