ГЛАВА 3. ТЕХНИКА СПОРТСМЕНА


3.1 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ.

Техника - целостная система движений с относительно большей эффективностью. В ездовом спорте, учитывая всё его многообразие дисциплин и способов передвижения на собаках, присутствует очень большой арсенал различных технических элементов.
Рассмотрим основные из них.

Скиджоринг, пулка.
В данных дисциплинах ЕС применяется коньковый лыжный ход. Он имеет два основных варианта которые применяются в зависимости от специфических условий трассы.
1) Одновременный двухшажный коньковый ход - наиболее распространенный способ передвижения. Может применяться и на равнине и на подъёме. Цикл хода состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного толчка палками. Первый и второй шаги неодинаковы и отличаются друг от друга длиной, продолжительностью и скоростью скольжения. Большая часть отталкивания палками приходится на второй шаг. Различают два варианта данного хода - "правосторонний" и "левосторонний" в зависимости от положения ноги, находящейся впереди в момент постановки палок на снег.
2) Одновременный одношажный коньковый ход - применяется на равнине, подъемах и участках трассы на которых необходимо достичь максимального ускорения (уход от обгоняемой собаки и т.п.)
В цикле хода на два шага приходятся два одновременных толчка палками. Палки ставятся на снег под острым углом и одновременно. Толчок палками начинается раньше постановки маховой ноги на снег. Закончив толчок палками спортсмен продолжает толчок ногой. Туловище активно участвует в отталкивании палками. После отрыва лыжи от опоры происходит смещение центра массы тела спортсмена в другую сторону - в направлении маховой ноги. Этот ход требует высокой координации движения и хорошо развитого чувства равновесия. Он является наиболее быстрым из всех способов передвижения на лыжах, но при этом и самым энергозатратным.

Наиболее применяемыми способами торможения являются.
1)Торможение «плугом» применяется на спусках различной крутизны. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться.
Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке спортсмен пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
2)Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Спортсмен переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».

Способы поворотов наиболее часто применяемые в скиджоринге и пулке.

1)Поворот переступанием - является одним из самых распространенных. Он применяется как на склоне, так и на ровном участке после выката. Существует два вида поворотов - переступанием с внутренней и с наружной лыжи.
Поворот переступанием с внутренней лыжи наиболее распространен. Он применяется при передвижении на лыжах по пересеченной местности. Этот поворот позволяет изменить направление движения, не только не теряя скорости, но в некоторых случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания наружной лыжей.
Он выполняется следующим образом: спускаясь по склону в основной стойке, спортсмен переносит все тело на наружную лыжу, а внутреннюю, разгруженную от веса тела, отводит носком в сторону и, перенося на нее вес тела, энергично отталкивается наружной лыжей, предварительно закантовывая ее на внутреннее ребро. Затем наружная лыжа быстрым движением приставляется к внутренней. Для увеличения угла поворота необходимы подобные переступания выполнить несколько раз. Помимо толчка ногой для увеличения скорости применяют одновременное отталкивание палками. При увеличении скорости спуска угол отведения лыжи уменьшается, а частота переступания увеличивается.
Другая разновидность - поворот переступанием с наружной лыжи применяется значительно реже и чаще всего при спуске с невысокой скоростью. При этом повороте тяжесть тела переносится на внутреннюю лыжу, а наружная отставляется пяткой в сторону и, перенося на нее вес тела, лыжник приставляет внутреннюю палку к наружной. Затем все движения повторяются.

2)Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса массы тела.

3)Поворот «плугом» применяется на склонах средней крутизны с мягким неглубоким снежным покровом на небольшой скорости, и, если есть необходимость, в процессе поворота можно погасить лишнюю скорость. Для начала поворота лыжник принимает положение «плуга»; затем, поставив внешнюю лыжу на внутреннее ребро и немного выводя ее вперед, переносит на нее массу тела (для поворота влево загружается правая лыжа и наоборот). Лыжник движется по дуге поворота, пока сохраняется принятое положение. В зависимости от скорости спуска и величины препятствий изменяется и скорость движения лыжника при изменении глубины стойки. Загружать лыжу необходимо медленным и плавным движением, отводя туловище в сторону, противоположную повороту, и слегка закручивая его в сторону поворота. Большее отведение пятки лыжи в сторону, постановка лыжи круче на ребро и увеличение загрузки весом вызывают уменьшение радиуса поворота.
Упряжка.
Если технике скиджорингиста мы можем найти массу аналогов в лыжных гонках и основные приемы и технические действия там будут идентичны друг другу, то с техникой спортсмена-каюра выступающего на упряжке собак дело обстоит несколько иначе. Здесь практически отсутствуют описания основных элементов техники и аналогии из родственных видов спорта. Поэтому, если в первом случае мы избежали описания некоторых базовых понятий, то во втором случае начнем именно с них.
Стойка каюра.
Данное, базовое положение гонщика имеет три варианта - высокая стойка, средняя стойка, низкая стойка.
Высокая стойка - вес тела распределен равномерно на две ноги. Стопы стоят на ширине нарт, на лыжах. Стопы ставятся таким образом, что носки немного развернуты наружу, а пятки выходят за внутренние части лыж. Колени чуть согнуты. Руки лежат на ручке нарты примерно на ширине плеч. Плечи немного поданы вперед. Спина слегка ссутулена - ровно настолько чтобы занять анатомически комфортное, удобное положение. Данное положение применяется как базовое при изучении прочих элементов техники, но может применяться и в соревнованиях, например - на дистанциях достаточной протяженности, как положение для отдыха или как нейтральное положение.
Средняя стойка - положение стоп такое же как и в первом варианте. Вес тела так же распределен равномерно на две ноги. Но сгиб в коленях в данном случае уже присутствует в большей степени. Соответственно, центр тяжести опущен ниже. Главным же отличием от высокого положения является наклон корпуса вперед. То есть, в достаточной мере присутствует угол сгиба в тазобедренном суставе. Это создает положение корпуса которое значительно ближе к горизонтальному положению чем к вертикальному.
Данная стойка является базовой для спринтерских дистанций ЕС, но применяется достаточно часто в целом ряде случаев, например - на спусках практически в любых дисциплинах.
Низкая стойка - практически посадка. Выражается в максимальном или околомаксимальном сгибании коленного сустава. Положение же стоп и рук такое же как в первом и втором варианте. Применяется не так часто. Прежде всего как стойка уменьшающая сопротивление воздуха создаваемое спортсменом - на скоростных участках (старте или небольшом уклоне трассы вперед) и как положение для отдыха применяемое, в основном, в этих же случаях.
Следует заметить, что три стойки, которые мы описали не являются единственно возможными. Существуют и определенные промежуточные положения которые зависят от конкретной соревновательной ситуации, индивидуальной техники спортсмена и его анатомических особенностей.

Очень важным техническим элементом в классе упряжек является торможение.
На нарте оно может осуществляться одним из трех способов:
1) Торможение пятками. Выполняется следующим способом - из высокой или средней стойки практически без изменения основного положения тела, пятки которые выходили за лыжу с внутренней стороны -опускаются на снег. Носки при этом поднимаются вверх, но стопа (своей средней частью) продолжает достаточно плотно стоять на лыже. Степень торможения при использовании данного приема зависит от глубины опускания пяток.
Такой способ используется скорее как притормаживание, чем как полное торможение и применяется главной частью на пологих спусках и т.п.
2) Торможение мягким торозом "ковриком".
Многие конструкции нарт оборудованы специальным устройством - мягким тормозом. Он позволяет осуществлять торможение на длительных, крутых спусках и трассах с ледяной поверхностью. Технически данный прием достаточно прост. Из высокой или средней стойки осуществляется перенос веса тела на опорную ногу (правую или левую в зависимости от соревновательной ситуации и индивидуальных технических особенностей спортсмена. Вторая нога ставится на "коврик" и осуществляет торможение.
3) Торможение жестким тормозом.
Технически идентично предыдущему приёму. Разница лишь в том, что нога осуществляющая торможение ставиться на специальную скобу - жесткий тормоз - обязательное устройство в конструкции нарт.
Данный технический прием применяется достаточно широко, в том числе и для полной остановки команды.

Основных способов поворота в ЕС два:
1)Поворот уклоном.
Из исходного положения высокой или средней стойки выполняется подседание (сгибание коленных суставов). Глубина подседа зависит от крутизны поворота, состояния трассы и конкретных соревновательных условий. Смысл подседания заключается в большем смещении центра тяжести спортсмена вниз, что дает возможность не потерять равновесие на повороте. После этого ручка нарты натягивается немного на себя, что дает возможность разгрузить переднюю часть нарты. Практически одновременно с этим вес тела плавно переносится на ту ногу в которую осуществляется поворот и ручка нарты тянется в ту же сторону (т.е. в сторону поворота). Корпус наклоняется в сторону поворота. Следует отметить два момента. Первый - чисто технический. В выполнении поворота большую роль играет нижняя часть тела, т.е. грамотно заложить нарту можно только собственным весом, а крен (который создается руками) в сторону поворота играет скорее вторичную роль. Или так сказать роль доводчика. Второй - необходимо учитывать, что конечно же описание данного приема относительно структурно. В реальном времени все описанные действия выполняются слитно и практически являются одним движением. Данный способ поворота является основным в ЕС и применяется повсеместно.
2) Поворот упором.
Немного похож на торможение пятками. С той лишь разницей, что на трассу опускаются не две, а одна пятка (той ноги в сторону которой предполагается осуществить поворот). Таким образом одна сторона нарты немного притормаживается и начинает как бы "вращаться" вокруг опущенной ноги. Одновременно с этим руки совершают небольшое движение наклона нарты вверх-в сторону (поворота) если это необходимо.
Данный прием целесообразно применять на поворотах которые не являются очень крутыми, на поворотах с большим и плавным радиусом и на трассе когда необходимо просто выравнивание и стабилизация нарты в какой-либо отдельный момент времени.

Отталкивание.
Это основное движение в ЕС в целом ряде дисциплин (упряжка, карт, скутер). Именно оно делает каюра представителем циклических видов спорта и позволяет ему работать вместе с собаками максимально повышая скорость прохождения дистанции. Рассмотрим отталкивание ногой именно в дисциплине упряжка.
В зависимости от дистанции и конкретных соревновательных условий возможны несколько вариантов выполнения данного элемента. Точнее будет сказать, что основа техники выполнения будет всегда одинаковой, а разной является амплитуда движения.
Базовый вариант.
Из исходного положения - средней стойки каюра вес тела перемещается на опорную ногу. Одновременно с этим разгруженная (толчковая) нога довольно сильно сгибается в коленном и тазобедренном суставе осуществляя замах. То есть колено толчковой ноги подносится достаточно близко к груди. Резким движением
по анатомически естественной дуге нога разгибается вниз-назад. Вначале разгиба движение идет практически целиком вниз, а в завершении - назад (именно плавный переход от первого ко второму и придает определенную дугообразность движению). Постановка толчковой ноги осуществляется примерно на уровне пятки опорной ноги и производится на переднюючасть стопы. Далее происходит отталкивание.
Всё движение сопровождается небольшими колебаниями корпуса, немного вверх - на замахе и немного вниз на отталкивании, что позволяет увеличить амплитуду движения. Также всё движение сопровождается небольшим подседанием (сгибанием колена опорной ноги), практически полное выпрямление - на замахе и собственно подсед (сгибание) на стадии толчка. Эти два дополнения позволяют (помимо увеличения амплитуды) создать наиболее выгодное положение для отталкивания с точки зрения биомеханики и добиться эффекта маятника который в свою очередь придает движению определенную инерцию. Дополнительно следует сказать, что толчковая нога на фазе движения назад разгибается полностью (вплоть до полного распрямления в голеностопном суставе) и пройдя небольшой, естественный захлест вверх происходящий по инерции возвращается в положение замаха. Руки, во время касания земли толчковой ногой, начинают небольшое движение вперед, которое заканчивается в момент полного разгибания ноги.
3.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ.
В ходе изучения различных технических действий и приобретение необходимых навыков в ЕС целесообразно придерживаться традиционно принятых в практике ФКиС этапов.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский очень высоко оценивал роль навыков в жизни человека. Он говорил, что если бы человек не имел способностей к навыку, то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, и оно беспрестанно задерживалось бы бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и свершений.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
создать общее представление о двигательном действии;
научить частям (элементам) техники этого действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:
углубленно понять закономерности движений действия;
уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.
Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели - добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования.
Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:
закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.