ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОБАК

4.1 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОБАК.
Является крайне важным вопросом в практике ЕС. Обучене собаки - процесс достаточно сложный и неоднозначный. Важный он потому, что именно в процессе обучения закладываются основы для дальнейшего спортивного совершенствования и в конечном счете - для достижения высшей спортивной формы и её реализации. Неоднозначным же данный процесс является потому, что каждая собака обладает своей индивидуальностью и шаблонный подход не всегда уместен. Методика обучения собак тесно опирается на принцип индивидуализации применяемый в ЕС.
Главная задача обучения заключается в том, чтобы на данной стадии сформировать необходимую (желаемую) модель поведения собаки которая в последствии позволит ей максимально эффективно выполнять специфическую деятельность (хорошо и стабильно бегать с лыжником, в упряжке и т.д.).
Способ обучения может зависеть от предполагаемой в будущем специализации собаки. И в этом смысле обучение сразу может быть специфическим. Но в большинстве случаев (особенно в лыжных, индивидуальных дисциплинах) всё же требуется определенная универсальность от собаки и ряд других качеств основным из которых является уменее лидировать.
Лидер - стабильно бегущая с необходимой скоростью и приложением тяглового усилия
собака, выполняющая данное действие в одиночку или в передней паре упряжки, которой для выполнения данного действия не требуется никаких дополнительных условий (визуальные объекты впереди, определенная трасса и др.)
Как мы уже заметили, воспитание таких собак актуально в первую очередь для дисциплин где животному (по умолчанию) необходимо быть лидером. Но лидерство бывает крайне полезным и в ряде других случаев. Например, в составах упряжек при замене лидирующей пары во время гонки. Просто для большего выбора вариантов при формировании команд, в рамках одной упряжки (особенно спринтерской) для индивидуального процесса по воспитанию отдельных физических качеств и т.д.
Поэтому, обучение желательно выстраивать таким образом, чтобы как можно большее количество собак было способно к лидированию и чтобы лидерские качества каждого животного в отдельности были проявлены максимально.
Итак, рассмотрим основные приемы позволяющие обучать собак.

Подводящие упражнения.
Довольно часто возникают дискуссии о моменте начала обучения собаки, наиболее приемлемом возрасте и т.д. При этом очень часто смешиваются два понятия: начало тренирок - именно как воспитание физических качеств и начало тренировок - как выработка желаемого типа поведения (т.е. по факту - тренировка психики, псическая подготовка собаки). Безусловно, первое - нужно начинать очень постепенно и осторожно в отношении к возрасту. И здесь достаточно важна и верна часто встречающаяся мысль о том, что иногда лучше немного опоздать (с тренировкой, например - выносливости и силы) чем опередить события. В случае же выработки желаемого типа поведения - опередить события практически невозможно. Поэтому подводящие упражнения можно начинать (в разумных пределах) практически независимо от возраста. И главным действием в этом отношении (т.е. подводящим упражнением к любому обучающему) будет упражнение на выработку положительного отношения к натягу и упражнение на выработку занятия необходимого положения собакой по отношению к спортсмену.
По сути это один прием - выработка положительного отношения к натягу. Выполняется данное подводящее упражнение следующим образом, вне тренировочного процесса. Когда собака (по каким-то своим мотивам) натягивает поводок и устремляется вперед, то необходимо подбодрить её достаточно эмоционально, увеличить темп движения и сохраняя небольшой натяг поводка - пробежать от 10 до 50 метров в зависимости от специфики ситуации. После окончания такого отрезка похвалить еще раз показывая желаемость данных действий. Данное простейшее упражнение очень поможет в дальнейшем обучении.
Важно, что при данном способе происходит привязка реакции человека к действию собаки, что является важнейшим моментом при обучении. То есть, собаку не заставляют сделать что-либо, а реагируют особенным образом на её действие, показывая его желательность. Разумеется, что такое упражнение можно выполнять только в безопасной обстановке когда для этого есть необходимость и комфортная обстановка для собаки и спортсмена.

Далее, познакомимся с основными способами обучения.
Обучение в команде "постановкой в упряжку"
Является одним из самых простых и довольно традиционных способов. Заключается в том, что необученную собаку ставят в пару (не первую) стабильного и сбеганного состава. При выполнении данного обучающего приема следует соблюдать два простых правила: 1) Не ставить собаку в заведомо более быстрый состав. 2) не ставить собаку на большую дистанцию. Обучение постановкой в упряжку может применяться как тестовое упражнение для всех собак и как способ обучения для собак предполагаемая специализация которых - работа в не лидирующей паре.
Индивидуальное обучение в группе.
Производится при тренировке нескольких спортсменов и их собак одновременно. Смысл данного обучения заключается в том, что спортсмен с обучаемой собакой использует более опытных спортсменов и их собак как объект для визуальной привязки животного побуждающий его к движению. Этот способ часто применяется для обучения лидеров и собак для индивидуальных дисциплин ЕС.
Индивидуальное обучение без группы
Проводится, как правило, на фоне определенного двигательного диффицита, что само по себе является побуждающим мотивом для собаки к движению. Отличается от предыдущего тем, что обучаемая собака не имеет визуальной привязки и лидирует на основе собственных рабочих качеств, хорошей подводящей подготовки и правильному подведению к конкретному тренировочному занятию.
Обучение с помощью партнера
Для того чтобы применить данный способ обучения необходима круговая трасса протяженностью от 500 до 1000 метров. Желательно в лесной местности, чтобы её стороны не просматривались.
Один человек фиксируется к собаке как в каникроссе и готовится стартовать. Второй убегает или отезжает на 50-100 метров. После того как убегающий партнер занял статическое положение, человек привязаный к собаке подает ей команду к началу движения (вперед, хайк и тд). Любое слово обозначающее начало движения и стартует с собакой сохраняя определенный эмоциональный уровень и уровень натянутости потяга. Партнер встречает собаку и активно хвалит. Когда есть ФИЗИЧЕСКИЙ контакт(потрепать, погладить, похвалить) партнера с собакой, 2-3 секунды, все повторяется еще раз. Затем еще. И так пока весь круг не будет пройден.Финиш, производится в точке старта.
Через два-три занятия отрезки между убегающим и собакой начинают расти.Затем партнер начинает скрываться из зоны видимости собаки. Но за поворотом, обязательно эмоциональная встреча с тактильным контактом. Занятий через десять, собака выучив круг будет готова преодолеть его полностью. На заключительном занятии с помощником, последний уходит со старта, прячется, собака пробегает весь круг и встречает его на финише.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев хороший эффект дает сочетание нескольких способов обучение одновременно или вернее сказать умение комбинировать их в рамках небольшого промежутка времени. Важным требованием при применении всех способов является - круговая дистанция короткой (порядка одного километра) протяженности.